120 лет народному просвещению в Топчихинском районе

Территория современного Топчихинского района входила ранее в состав созданной в 1790 году  Барнаульской волости Алтайского Горного округа с центром в селе Чистюнька.  До конца XIX века единственными учебными заведениями Алтайского Горного округа оставались школы города Барнаула. Первое учебное заведение в Барнаульской волости было организовано в 1870 году, это четырёхклассная волостная школа в селе Чистюнька. Она на долгие годы стала единственным учебным заведением в волости, находящемся в ведение Министерства Внутренних дел Российской Империи. Для неё, государством было построено специальное, достаточно просторное деревянное здание, просуществовавшее до начала 2000-х годов. в XIX веке на содержание данной школы государственной казной ежегодно тратилось 200 рублей в год. Это достаточно большие по тем временам деньги. Для сравнения, зарплата учителя в этой школе была самой высокой в волости и составляла немногим более 10 рублей в месяц. Непосредственный надзор за хозяйственной частью школы осуществляло Волостное правление, а педагогическая часть находилась под контролем представителя Министерства Народного просвещения. Преподавал в школе единственный в волости квалифицированный учитель бывший крестьянин Чистопольского уезда Казанской губернии Христофоров. Он был выпускником  Казанской учительской семинарии. Обучение в школе являлось четырёхлетним и давало право на продолжение обучения в реальной школе либо в гимназии. Учебный год начинался несколько позже, чем сейчас, с 1 октября и заканчивался 15 мая. Обучение, учебные пособия и учебники были бесплатными. Постигали основы грамотности в Чистюньской волостной школе в 1897-1898 учебном году 62 учащихся, среди них 49 мальчиков и 13 девочек. Не смотря на то, что основная часть учеников являлись жителями Чистюньки, поступить и обучаться могли дети из любого населённого пункта волости. В связи с успешной деятельностью школы волостной центр стал самым образованным населённым пунктом, а школа в 1899 году была награждена  царским Государя Императора Николая  Второго подарком, именной книгой «Путешествие Наследника Цесаревича» с личной подписью Государя Императора.

Но, одна школа, это ещё далеко не система образования. Взлёт в области просвещения в Барнаульской волости приходится на 1896-1897 годы. В это время создаются школы грамоты, и церковно-приходские школы в 22 из 24 населённых пунктов волости. Это сёла Колпаково, где в 1897-98 учебном году обучалось 20 мальчиков и 2 девочки, Легостаева (Володарка), в которую осенью 1897 года пришли 25 мальчиков и 2 девочки, Большая Речка (Чаузово), где в 1897-98 учебном году сели за парту 24 мальчика и 6 девочек, Красноярка, где в этом же году обучалось 6 мальчиков и 6 девочек и Хабазино, где обучались грамоте  25 учеников. Инициатором их  создания стали в основном представители министерства народного просвещения в Томской губернии и местные священнослужители.   Таким образом к 1897-98 учебному  году на территории современного Топчихинского района действовало восемь сельских школ грамоты и одна государственная волостная четырёхклассная школа. Обучалось в них в 1897-98 учебном  году  251 учащийся, в подавляющем большинстве мальчики. Преподавателями в сельских школах были, как правило, грамотные, но не имеющие специального педагогического образования крестьяне переселенцы из европейской части России, солдаты научившиеся грамоте  в армии. Так в Красноярской школе преподавал рядовой запаса, а в Старобарнаулке отставной солдат из числа переселенцев. Поставляла преподавателей в сёла и Чистюньская  школа. Так в Колпакова преподавал в 1897 году 17 летний юноша,  бывший выпускник Чистюньской волостной школы. Кроме Красноярки, все остальные сельские школы были полностью бесплатные и находились на содержании сельского общества. Таким образом, история  народного образования Топчихинского района насчитывает не много, не мало, 120 лет. Педагогами района данного периода были известные в России просветители  выпускник Казанского университета, высланный под надзор полиции в Чистюньку Овсянкин Иван Евграфович, один из известнейших исследователей Алтайской деревни,  и выпускник Казанского университета, в будущем известный математик, педагог, профессор Болгарский Борис Владимирович, работавшие в разное время директорами Чистюньской четырёхкласной государственной школы.

Создание привычных нам районных отделов народного образования приходится на 6-7 июня 1920 года, когда в соответствии с резолюцией губернского совещания делегатов уездных отделов народного образования было принято решение о создании районных отделов. Чистюньский районный отдел образования, предшественник Топчихинского РОНО, был создан только в 1924 году вместе с образованием Чистюньского района. В молодом советском государстве школе, и народному образованию уделялось особое внимание. Так в 1925-1926 годах Чистюньский район (с 1932 года Топчихинский) тратил из своего бюджета на образование почти в пять раз больше чем на здравоохранение и в пятнадцать раз больше чем на систему охраны правопорядка. В это время в районе действовало уже 17 школ. Это 1 школа крестьянской молодёжи в Чистюньке, 3 избы читальни с правом ликвидации безграмотности, 10 специальных пунктов ликбеза, 1 школа политграмоты в Чистюньке, 1 школа малограмотных и Чистюньский детскийдом. Учительский коллектив района составлял 32 педагога. Школы посещало 1475 учащихся.

С введением в стране всеобщего обязательного четырёхклассного образования в 1929 году в Чистюньском районе было намечено строительство новых школьных зданий в сёлах Белово, Володарка, Поморье, Хабазино, Чистюнька, Усть-Алейская, Шилово, Макарьевка и пристройка к имеющемуся школьному зданию в Фунтиках.

Открытие новых школ и строительство новых школьных зданий идёт семимильными шагами. Так в 1936 году в Топчихинском районе уже 48 школ. Из них Топчихинская средняя школа (ныне Топчихинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя России Дмитрия Владимировича Ерофеева) располагавшаяся в двух деревянных зданиях, Володарская и Чистюньская неполные средние школы,  и 45 школ начального образования. Соответственно вырос  количественный состав педагогов района и учащихся. В 1938/1939 учебном году в школах района работало 210 педагогов. В этом же учебном году вступило в строй новое, кирпичное здание Топчихинской средней школы.

Первым заведующим Топчихинского районного отдела образования был П.С. Шевелёв. Среди известнейших педагогов Топчихинского района тридцатых годов прошлого века можно отметить таких как директор Чистюньской школы Алексей Павлович Щекотинский и учитель Чистюньской школы Татьяна Степановна Майорова (Ваганова).

Алексей Павлович Щекотинский. Личность легендарная.

Представьте себе, для советского  человека видеть и слышать живого Владимира Ильича Ленина было равнозначно как для верующего человека  слышать и видеть своими глазами Бога. Так вот Алексей  Павлович почти три часа слушал вождя мирового пролетариата будучи делегатом третьего съезда Российского Коммунистического союза молодёжи (РКСМ). Вернувшись со съезда, вдохновлённый идеей построения светлого будущего в далёкой сибирской провинции,  Алексей Павлович возглавил Чистюньскую школу и пробыл её бессменным директором десять лет, до 1930 года. Если Ленина легендарный директор только видел и слышал, то с его супругой Надеждой Константиновной Крупской, которую, он был близко знаком.  В течение  трёх лет обучения в аспирантуре Алексей Павлович регулярно общался со своим научным руководителем Надеждой Константиновной. Именно по её направлению в 1933 году бывший директор Чистюньской школы Алексей Павлович Щекотинский возвращается из Москвы в Барнаул и организует в Барнауле Учительский институт, первое высшее учебное заведение на Алтае, став его первым ректором. В настоящее время это Барнаульский Государственный Педагогический университет. Потом будет  организация одного из первых педагогических училищ в крае, Каменского педагогического училища, затем  Москва, работа в Наркомпросе. Но где бы не работал, какие бы должности не занимал Алексей Павлович, он ни когда не забывал свою малую Родину село Лаврентьевка Топчихинского района.

Если директор  Чистюньской  школы Алексей Павлович стоял у истоков   педагогического образования и комсомола на  Алтае, то учитель Чистюньской школы Майорова (Ваганова) Татьяна Степановна была одним из первых пионеров края, делегатом первого Всесоюзного слёта пионерии в 1929 году в Москве.  Родилась Майорова Татьяна Степановна  в 1914 году в семье рабочего в Бобровском Затоне. В 1936 году по призыву комсомола Татьяна Степановна  была направлена на работу в сельскую школу. Сначала в Покровскую, а затем в Чистюньскую школы Топчихинского района учителем начальных классов и одновременно пионерским вожатым.  В 1938 году  педагоги Топчихинского района выдвигают молодого, энергичного учителя и пионерского вожака Татьяну Ваганову в депутаты Верховного Совета РСФСР. В Верховном Совете, без отрыва от педагогической деятельности Татьяна Степановна проработала до 1947 года. Именно при ней, и при её содействии строится кирпичное здание Топчихинской средней школы,  в настоящее время здание Детско-юношеского  центра (ДЮЦ). В последующем работа в Топчихинском райкоме КПСС, затем в Барнаульском горкоме партии и в обществе «Знание». За свою жизнь Татьяна Степановна написала ряд книг по истории пионерии и комсомола Алтая, став по сути их летописцем.

1941 год, наступили времена тяжёлых военных испытаний. Многие учителя Топчихинского района были призваны, либо ушли добровольцами на войну с фашистскими захватчиками. Всей школой провожали на станцию Топчиха учителя Трудовской начальной школы Рыжакова Василия Андреевича, награждённого за героические подвиги орденом Александра Невского и орденом Отечественной войны II степени. Погиб освобождая от фашистов Литву.

Замучен в фашистском плену бывший директор Колпаковской школы Горлов Матвей Николаевич.

Смело сражались в бою, и не опозорили имя советского воина в фашистском плену, учитель зиминской начальной школы, а на фронте профессиональный диверсант Слетников Михаил Григорьевич, и героический защитник Севостополя, будущий директор Чистюньской средней школы Старов Михаил Яковлевич.

Героически сражались и вернулись с Великой Отечественной войны педагоги района:

  1. Ланшаков Иван Капитонович, директор Чистюньской средней школы, кавалер ордена Красной звезды.
  2. Учитель физики Родькин Михаил Иванович.
  3. Старов Михаил Яковлевич, в будущем директор Чистюньской школы
  4. Кавалер орденов Октябрьской Революции и Красной звезды, учитель Кировской школы Матвеев Михаил Иванович.
  5. Набок Григорий Никитович, будущий директор Топчихинской восьмилетней школы.
  6. И многие другие.

Не смотря на трудности военного времени школы Топчихинского района продолжали работать. Учебный процесс не прекращался ни на один день. Ушедших на фронт педагогов часто замещали в школах вернувшиеся с войны по ранению специалисты и офицеры. Так в 1942-1943 годах в районе продолжало работать 4 средних школы, 10 неполных средних и 43 начальных школы и один эвакуированный детский дом, в которых обучалось 5846 школьников

В Топчихинской средней школе с июля 1941 по октябрь 1943 года размещался военный хирургический эвакуационный госпиталь 2504, в котором вылечили и отправили только на фронт более 400 советских воинов. Школьники в это время занимались в здание бывшей районной почты.

В последующем, по инициативе директора Топчихинской средней школы №1 Мирошниченко Валерия Яковлевича у здания школы была открыта мемориальная стела в память о военном госпитале, его героических сотрудниках медиках и их помошниках, топчихинских школьниках.

В послевоенный период, и особенно в период освоения целинных и залежных земель, школы района охватил новый подьём. Строятся Свердловская и Ермиловская начальные школы. В 1948 году реконструируется в двухэтажную здание Топчихинской средней школы (ныне Топчихинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя России Д.В. Ерофеева).

Высоко оценён был труд учителей топчихинского района в годы Великой отечественной войны и первого послевоенного десятилетия.

Высшими правительственными наградами были отмечены в 1949 году педагоги:

Орденами Ленина и Трудового Красного знамени за педагогическую деятельность награждены:

Речкунов Борис Кузьмич – учитель Сидоровской школы

Маркин Иван Сергеевич – учитель биологии Володарской школы.

Орденом Ленина, за педагогическую деятельность награждены:

Шелестова Зинаида Леонидовна – директор Болшереченской семилетней школы.

Орденом Трудового Красного знамени, за педагогическую деятельность награждены:

Антяскина Наталья Петровна, учитель Чистюньской средней школы

Стомикова Фаина Петровна, учитель Топчихинской средней школы

Монастырный Яков Андреевич, директор Покровской школы

Орденом Знак Почёта, за педагогическую деятельность награждены:

Маева Анна Евгеньевна – учитель Топчихинской средней школы

Плахина Мария Васильевна – учитель Переяславской школы

Соловьёв Михаил Степанович – учитель Сидоровской школы

В 1961 году ремонтируется и достраивается новый корпус Володарской школы. В 1964 году сдаётся в строй новое здание Переяславской школы. В этот период количество образовательных учреждений района увеличилось до 61. Среди них: 4 средних школы, 10 восьмилетних, 9 семилетних и 38 начальных школ в которых обучалось 7905 учащихся. Педагогический коллектив района вырос до 418 учителей. Именно в этот период начинают открываться в крупных школах школьные интернаты для учащихся отдалённых сёл. Так в 1964 году в районе уже функцианировало 17 школьных  интернатов в которых проживало 630 учащихся.

шестидесятые годы прошлого столетия характеризовались стремлением обеспечить школы района современными просторными школьными зданиями. Так за 10 лет, с 1961 по 1971 год в районе было построено 25 новых школьных зданий на 5456 мест и 3 школьных интерната. Темп строительство новых школьных зданий не снижался и в 70-е годы. Так в этот период было построено более десяти новых зданий школ, открыт районный пионерский лагерь, построено и оборудовано 10 производственных бригад, 9 лагерей труда и отдыха, 23 «Малых Тимирязевок» и 3 школьных лесничества.

Период 60-80-х годов прошлого столетия характеризовался взлётом социальной, культурной и научной активности как учащихся так и педагогов района. Широко практиковался сбор макулатуры и металлолома. Из собранного учащимися района металлолома был построен один из рейсовых автобусов Топчихинского автопредприятия. На его корпусе было крупными буквами написано «Автобус построен из собранного школьниками Топчихинского района металлолома».

Данный период дал стране таких замечательных педагогов как:

Совгира Аделаида Александровна, учитель Топчихинской средней школы №1, награждённая за педагогическую деятельность орденом Трудового Красного знамени.

Награждённые за педагогическую деятельность орденом Знак Почёта

Макарова Евдокия Васильевна, учитель Топчихинской средней школы №1,

Плотникова Антонина Тимофеевна, учитель Володарской школы,

Скорых Иван Степанович, учитель Листвянской 8 летней школы

Каширина Матрёна Алексеевна, учитель Макарьевской школы

Чебыкина Ефросинья макаровна, учитель Красноярской школы,

Орденами Трудовой Славы за педагогическую деятельность были  награждены:

Рибсам Александр Филиппович, учитель физкультуры Парфёновской средней школы

Субочев И.М, учитель музыки Парфёновской средней школы.

В конце 70-х- в 80-е годы прошлого столетия, в связи с сокращением количества населённых пунктов в районе начинается процесс сокращения школ. Так к 1991 году в районе функционировало уже только 34 школы.

И этот процесс, к сожалению, неумолимо продолжается.

Тяжёлым испытанием для народного образования района стали 90-е годы прошлого столетия. Но, не смотря на это, в трудный период становления  молодой Российской Федерации в народном образовании края продолжали трудиться  замечательные педагоги, «Почётные работники народного образования» и «Отличники народного образования» успешно  передававшие свой опыт и свои знания молодому поколению. Так с 2005 по 2016 годы высокое звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации» получили тридцать восемь педагогов Топчихинского района. В рамках приоритетного национального проекта образование были признаны лучшими учителями России и обладателями премии ПНПО  восемь педагогов района, трое педагогов — стали победителями краевого педагогического конкурса имени С.П. Титова, четверо – были признаны лучшими педагогами Алтайского края и стали обладателями премии губернатора. Только в 2014 году почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации было награждено девять педагогов Топчихинского района.

Многие из них являются продолжателями славных семейных педагогических династий. Это наша гордость и педагогическое богатство Топчихинского  района.

Результатом  деятельности  учителя и его гордостью являются достижения его учеников. И педагогам Топчихинского района есть кем гордиться. Выпускники школ нашего района прославили   достижениями своих учителей, как в крае, так и в России, и даже далеко за её приделами. Это Герои Советского Союза и Герои России, олимпийские чемпионы, и деятели культуры, государственные, политические деятели и прославленные военные, светила отечественной науки и ведущие изобретатели, создатели новейшей техники и технологий, и, конечно же, продолжатели педагогических традиций района учителя.

Большой и интересный путь прошла система народного образования Топчихинского района за 120 лет своего существования. Несмотря на трудности, встававшие на её пути, она развивалась, совершенствовалась и продолжает развиваться, создавая и формируя будущее нашей страны.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: